?

Log in

No account? Create an account
olga_derkach [entries|archive|friends|userinfo]
olga_derkach

[ website | deronex.com ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Под трехлучевой звездой Мерседес [Jul. 3rd, 2013|03:22 pm]
olga_derkach
[Tags|]

Как всегда: даткой навеяло.
Многие уже знают, что мы пишем календарь для сайта www.scientificrussia.ru
Так вот,

3 июля 1886 года Карл Бенц впервые испытал автомобиль собственной конструкции

http://www.scientificrussia.ru/events/3-iyulya-1886-goda-karl-bents-vpervye-ispytal-avtomobil-sobstvennoj-konstruktsii

В связи с этим бенцем у читателей возник вопрос о Мерседесе. Ну да, мы говорим Мерседес, подразумеваем Бенц.

Но в действительности, как уверял Станислав Ежи Лец, все происходит не так, как на самом деле.

А как на самом деле было с Мерседесом - читайте:

    Год этого невеликого перелома – пожалуй, 1992-й. До того публика разумного возраста думала, что Мерседес – это героиня Дюма. Изменчивые девяностые перезагрузили нащу память. Отныне и присно, Мерседес – это то, что роскошно и на колесах. Символ новой русской успешности, вещь, для тех, кто носит "версаче" и "тиффани", пьет "Энесси" и "Русский стандарт" и жует устриц в очередь с рябчиками. Для тех, кто свернул шею синей птице и живет под счастливой звездой. Трехлучевой звездой "Мерседес".

   История создания легендарной машины переполнена неточностями и вгоняет в тоску педанта. Путается все: фонетика имен и переводы слов, названия и должности. Дата ползает по последней декаде марта, и год прыгает по стыку веков. Если начинать издалека, придется рассказывать сказку о том, как немцы Даймлер и Бенц независимо, но по соседству, создали автомобили на бензиновом ходу, а в итоге прославили имя космополитки. Если опустить длинную присказку о перепетиях и пертурбациях первых самобеглых колясок, то среднеарифметическую и наиболее правдоподобную версию создания  "Мерседеса" можно назвать так: "Трое мужчин и одна девушка".
    Завязка: в автомобили вообще и машины Даймлера в частности влюбился венский бизнесмен,  дипломат и гонщик одновременно Эмиль Еллинек, которого еще называют Йеллинеком и даже Джеллинеком, что в корне неверно, потому что англицировано. Развитие сюжета: спрятавшись под псевдонимом "мсье Мерседес" Еллинек на машине Даймлера выиграл автогонки в Ницце.




Почему мсье взял псевдоним "Мерседес"? Дипломат потому что, а, может, так было принято. Маску австро-венгерский консул во Франции нашел в собственной семье: испанским именем Мерседес звали его старшую дочь. А может, и не звали, а прозвали, а может и не старшую, а третью из семи, но вот то, что любимую – это точно. (Реплика апарт – любимые всегда остаются в истории, не так ли?).


  Впрочем уверяют, что набожный Еллинек прикладывал титул Богоматери (а Мерседес как раз и есть этот титул) ко всему своему движимому и недвижимому имуществу, не говоря уже обо всех детях. Так ли это, и отчего сын раввина так ревностно чтил католическую святую, не ведаю, а разбирательство оставлю до другого раза, еслидобрые люди не пособят. А то от машины далеко уедем.

    Окрыленный победой Еллинек решил заняться торговлей машинами, но поставил производителям свои условия: авто доработать и назвать Мерседесом. Тем временем Даймлер – основатель скончался, и у фабрикантов нарисовались финансовые трудности. Наследник Пауль Даймлер и конструктор Вильгельм Майбах приняли условия дипломата и за полгода создали Мерседес, в корне отличный от кареты прошлого – надежный, мощный и быстрый. В очередном марте он выиграл очередные гонки и приступил к завоеванию мира.



      Мир не сопротивлялся. Имя оказалось пророческим – Мерседес переводится с испанского несколько старомодным словом "благодеяние". Можно бы опять потрындеть о счастливой звезде, но звезды тогда еще не было. Это уж через пару лет сыновья Готлиба Даймлера вспомнили его рассказы о счастливой звезде, которая взойдет над их автозаводом и принесет процветание. В 1909 году звезду узаконили и вложили в нее лишний смысл: три ее луча теперь символизировали превосходство компании на земле, в небесах и на море. Впрочем, злые языки  сравнивают эмблему Мерседес со следом, который оставляет укус пиявки. Кто видел, уверяют, что очень похоже.



    Для живой Мерседес имя благодеянием не стало. В год старта "Мерседеса" носительница испанского имени и подданая Австро-Венгрии жила во Франции. В 1901 году ей не сравнялось и двенадцати, а стало быть, врут, те, кто уверяет, что в нее был безумно влюблен Пауль Даймлер – оттого и согласился назвать ее именем машину.  Нежный профиль на старой фотографии – вот все, что осталось от недлинной жизни Мерседес Еллинек. Она  дважды побывала замужем и в сорок лет умерла. За руль железной тезки Мерседес так никогда и не села.
    Грустных страниц полно и в автомобильной истории. В "Мерседесе" застрелили эрцгерцога Франца Фердинанда, в "Мерседесе" погибла принцесса Диана. "Мерседес", наконец, запятнан Гитлером – он ездил в бронированной машине, сделанной по специальному заказу. И все же отдельные кляксы не портят светлой картины. Репутация Мерседеса безупречна и выражается новой русской пословицей: есть машины, есть хорошие машины, а есть Мерседес.


        Еще афористичней это сформулировал некий Олег из Ростовской области: "надежность танка, качество Мерседес". До поры этим качеством наслаждались лишь буржуи. Через границу просачивались отдельные экземпляры: в 1977 году в Москве "трехсотпятидесятых" было ровно три – у Брежнева,  у шахматиста Карпова и у Высоцкого. Потом темница рухнула, и вместе со свободой у входа нас встретили западные ценности. И в их числе "Мерседес". Не всех конечно, встретили: журналист Валерий Хилтунен язвил, что бывшие шестидесятники в наши дни превратились в "шестисотников", причем двух разных видов – одни ездят на "шестисотых", другие копаются на шести сотках. И все же "шестисотников" – автовладельцев насчиталось не так уж мало – иначе символом преуспевания сделались бы куда более редкие звери – вроде "ягуара". Как знак жизненного успеха "Мерседес" немедленно вошел в фольклор и дал там обильный урожай: о столкновениях "мерина" и запорожца впору снимать сериал. Из самых нетривиальных: картина Репина "Запорожцы" пишут письмо шестисотому "Мерседесу".
 

     Век продержавшись на автомобильном Олимпе, "Мерседес" потихоньку с него съезжает. В России это пока незаметно – ярлык здесь всегда побивает качество. К тому же, наша точка отсчета лежит ниже уровня моря. Эмалированным корытам  с дальнего востока Европы остается завистливо дышать в бампер "Мерседесу". Пишите письма!
   
LinkReply